Изготовление памятников и
благоустройство могил на
Введенском кладбище в Москве
Заказать звонок
Введенское кладбище
Отправить коллекцию специалистам для оценки и подбора наилучшего решения
Заказать
Здесь будут фотографии из раздела Выбор памятника по фото

Мы собрали 5803 фотографии существующих могил.
Фотографии разделены на удобные подборки и детальные категории.
Легко найти лучший вариант оформления места захоронения близких.

Музей смерти – что это?

музей смерти Смерть – это страх. Смерть – это ужас. Похороны – это боль, плач и отчаяние. Кладбище – это сосредоточение негатива, обитель траура и место, пропитанное людской печалью… Так-то оно так, вот только не совсем.

Кладбище уже более десятка лет является для меня «офисом» - местом работы. Страшно ли мне видеть смерть? Да не особо. Ужасно ли мне осознавать то, что каждый из нас смертен? Да как-то привык. Слёзы – это естественная реакция человеческого организма на потерю близкого человека, а боль и отчаяние – эмоции, обусловленные отсутствием понимания того, как жить дальше в одиночку.

Человек устроен так, что он боится всего неизведанного: маленькие дети – темноты, взрослые предпочитают опасаться непролазных чащоб и горных вершин. То, что хотя бы теоретически может представлять опасность.

Смерть не является исключением. «Terra incognita» - земля неизведанная, называли потусторонний мир древние люди. И боялись, как и всего, что находится за пределами пещеры.

Со временем пещеры превратились в города, а на смену страху пришло смирение. Человек перестал стараться ускользнуть от судьбы – напротив, древние люди начали подбирать «ключик» к идеальной загробной жизни: хоронить вместе с погибшим его имущество, рабов, или даже жён.

Естественно, что у разных народов с течением времени сформировались различные траурные обряды: одни предпочитали сжигать усопших, другие – хоронить, третьи – выкидывать тела в пропасть или топить. Причём, заметьте, я говорю сейчас не о вероисповедании – в данном случае оно, скорее, является следствием, нежели причиной. Ведь испокон веков человеку удобно верить в то, что стало для него привычным на протяжении долгих лет.

Впрочем, оставим ненадолго Мир Древний, и переместимся в современность. Какую картину мы наблюдаем сегодня? Большинство людей точно так же боятся смерти. Темноту осветили фонарями, лес – вырубили, морское дно бороздят подводные лодки, а в космосе вовсю налаживают связь орбитальные спутники. И только загробный мир по-прежнему остался слепым пятном - «Terra incognita».

Многочисленные суеверия, приметы, магические ритуалы… Этот список можно продолжать до бесконечности. И объединять эти понятия будет одно слово – выдумка. Доподлинно человек не знает о смерти ровным счётом ничего, и все сделанные относительно потустороннего мира выводы безосновательны.

Лично я уже давно стал воспринимать смерть как нечто естественное. Как темноты не бывает без света, так и жизни не было бы без смерти. Но это всё – лирика. Сегодня я хотел бы рассказать о месте, в котором можно хотя бы немного изучить смерть – не пустые догадки, а факты, сохранившиеся до нашего времени.

Смерть и похоронная культура в Советском Союзе

Я ведь не случайно начал свои рассуждения именно с самых первых дней развития человечества. Обычный советский гражданин был крайне похож на непросвещённого кроманьонца – он точно так же боялся смерти, точно так же стремился как можно реже о ней вспомнить, и фактически не имел представления о том, что где-то возможен «мир ритуальных услуг».

Объясню, что я имею в виду: в СССР не было ни смерти, ни любви. Вернее, как сказать… Если смерть, то обязательно героическая, а если любовь – то светлая и чистая. Отклонение от общепринятых канонов строго каралось на самом высоком уровне.

Поэтому все старые кладбища – стихийные. Там нет никакой централизованности: людей не хоронили, а, скорее, закапывали. Гробы, памятники… Обычный житель мог получить только изделия кустарного производства, собранные из «песка и палок» на заднем дворе обедневшей конюшни. Если речь шла о соблюдении традиций – то говорилась она в полголоса, с обязательной оглядкой через плечо. К мертвым отношение должно было быть строго определённым: закопал и забыл.

Первый в Мире музей погребальной культуры

Впервые бороться с советским наследием начал новосибирский выставочный проект «Некрополь», основанный в 1992 году. Специалисты, работающие в нём, не боялись наказания за свои слова и действия, а потому поднимали даже те вопросы, которые были за гранью морали.

Обречённый погибнуть, проект заметили зарубежные спонсоры. Идея, щедро сдобренная финансированием, получила стремительное развитие: уже на третий год своего существования, организация переехала в Петербург, а позднее – в Москву, где и проходили первые выставки различного похоронного оборудования и принадлежностей, а также проводились конференции, посвящённые похоронным практикам разных стран.

На одной из таких выставок и произошла знаменательная встреча: основателя «Некрополя» судьба совершенно случайно свела с чешским бизнесменом – производителем кремационного оборудования. Результатом сотрудничества двух деятелей стало открытие первого в России частного крематория.

Заведение открылось буквально «несмотря ни на что»: началу работы крематория препятствовали все, от городских властей до общественности. В период с 2000 по 2003 год на предприятие было составлено и передано в суд 18 исков, по 13 из которых состоялись слушания и разбирательства. Однако, дерзкая затея увенчалась принеся владельцам – прибыль, а людям – не только очередной мемориальный комплекс, но и стационарную выставку, названную «Музей Смерти».

Официальное открытие музея произошло только в 2012 году. Скорее всего, столь позднее публичное представление связано с весьма банальной вещью: у администрации просто не хватало выставочных экспонатов и древних артефактов, чтобы по-настоящему удивить и привлечь публику, а с демонстрацией того не многого, что удалось собрать, справлялась и выставка.

В настоящее время подобных проблем, кстати, не наблюдается: в выставочных залах представлены более 30 тысяч экспонатов, унаследованные, как говорится, из всех времён и народов. Особенно примечательными предметами являются гравюры, различные картины и открытки, элементы траурного гардероба, посмертные маски и даже образцы похоронного транспорта.

Сам директор музея как-то сказал о своём проекте следующее: «Сегодня «Некрополь» - уже далеко не выставка, и даже не просто музей с экспонатами. Это, в первую очередь, место великой скорби, породившей не менее великие вещи. Почему я так считаю? Обернитесь, и взгляните на историю человечества: все предметы искусства, которыми человечество может полноправно гордиться, созданы авторами в момент утраты близких людей».

«Когда у тебя на душе остаётся только пустота, нет ни чувств, ни эмоций, краски исчезают из жизни. Человек чистится энергетически, и эта новая, чистая энергия и позволяет творить. Художник берёт кисть, автор – перо, а скульптор – глину, и из их рук выходят шедевры. За каждым шедевром так или иначе стоит смерть. Потому что только она учит правильно жить».

Это очень оригинальная точка зрения. Лично я в чём-то соглашусь с автором, но, практически ежедневно наблюдая людей, которым уже пришлось пережить смерть близких, я замечаю одну вещь: «очиститься», как сказал автор, дано далеко не всем. Лишь только по-настоящему сильные духом, волевые люди, способны не отчаяться, а продолжать творить. Однако, далеко у всех бывших заказчиков я наблюдал этот «огонь» в глазах. Многих смерть заставила просто смириться с бренностью бытия и просто ждать… Чего? Лично мне это так и осталось непонятным.

Подробнее о структуре музея

Как я уже говорил, назвать музей погребальной культуры «маленьким» вряд ли получится даже у самых необъективных критиков. Разумеется, до масштабов Эрмитажа ему ещё далеко, однако на то, чтобы тщательно осмотреть все три выставочных зала, понадобится не менее шести-восьми часов.

Экспонаты в музее, можно сказать, разделены по трём категориям: теория и история, практика и «машинное отделение». Впрочем, давайте говорить обо всём по порядку.

Зал первый: «История погребальной культуры»

Являясь «чисто теоретическим», этот зал представляет интерес в первую очередь для историков и любителей всего необычного. Осматривать его будет интересно даже тем, кто не интересовался похоронной культурой в принципе: ничего страшного, пугающего или откровенно противного под стеклом витрин не наблюдается.

Самая первая экспозиция представляет собой смоделированное похоронное бюро, из которой посетитель проходит в мастерскую для пошива траурной одежды, которой, к слову, в музее представлено более нескольких сотен экземпляров. Здесь найдутся и платья, и костюмы, и головные уборы, и даже аксессуары: дамские сумки, кошельки, зонты и платки. Траурная бижутерия располагается отдельно, соседствуя с залом, в котором собраны изделия из волос умерших.

Подобное внимание «траурной моде» оказано не случайно: в былые времена демонстрация скорби могла продлиться от года до пяти, на протяжении которых женщинам полагалось выглядеть строго определённым образом. Я думаю, что это было настоящим испытанием для прекрасных дам, но, ничего не поделаешь – традиции есть традиции.

Помимо элементов гардероба, в первом выставочном зале собраны и другие элементы, связанные с трауром: образцы погребальных урн, фотографии в жанре «post morten» (дословно – после смерти) и многие другие вещи, на перечисление которых уйдёт не один, и даже не два абзаца. Скажу лишь то, что в первом выставочном зале найдутся даже реконструкции похоронных процессий.

Зал второй: «Похоронные обряды в мировой культуре»

Хотя, лично я бы его назвал «практика похорон». Посудите сами: второй выставочный зал представляет собой ангар, в котором публике демонстрируется экспозиция скелетов, облачённых в традиционные церемониальные одежды разных народов Мира. Даже звучит жутко, не правда ли?

Впрочем, эти залы всё ещё остаются доступны для каждого посетителя. А вот вторая, более зрелищная часть выставки, она, что называется, из разряда «не для слабонервных». Об этом, кстати, говорят и сами сотрудники музея, отговаривая от посещения также пожилых людей, маленьких детей и беременных женщин.

Итак, что собой представляет выставочный зал: по сути своей, это реконструкция бальзаматорской комнаты, берущей своё начало в Древнем Риме и оканчивающейся лабораторией современных хирургов. Причём, самое интересное в ней – это каждый этап бальзамирования, который был искусственно воссоздан и помещён в стазис.

Почему туда не рекомендуется входить слабонервным? Да потому, что мастера-танатокосметологи работают с фрагментами человеческих тел разной степени разложения. Думаю, дальше на эту тему рассуждать не стоит – это лучше видеть (или, как раз-таки, НЕ видеть) своими глазами.

Зал третий: «История похоронного транспорта»

Как видно из названия, в третьем выставочном зале музей мировой погребальной культуры находится абсолютно всё, что связанно с похоронным транспортом. Причём, когда я говорю «всё» - подразумевается в буквальном смысле всё: здесь Вы найдёте и ручные тележки, и повозки с каретами, и образцы первых катафалков (от советских «ГАЗ 21» до различных «Фордов» и «Мерседесов»), и даже небольшую мастерскую, в которой раньше изготавливали убранство для похоронного транспорта.

Стоит ли отправиться в музей похоронной культуры?

Завершает выставочный комплекс экспозиция гробов и памятников. Последних, я бы сказал, собрано очень мало – в моём деле разновидностей надгробий гораздо, гораздо больше. Впрочем, не стоит забывать: Вы идёте в музей, а не в гранитную мастерскую. Между тем, на некоторые представленные в экспозиции экспонаты было интересно посмотреть даже мне.

Посетить музей или нет? Согласитесь, это личное дело каждого. По-другому ответить я просто не мог. Однако, в моих силах описать впечатления, оставленные после посещения «Некрополя»: я находился в прострации. Слишком много нового узнал о том, в чём считал себя если не экспертом, то и не профаном, некоторые ощущения, оказались, пожалуй, даже слишком острыми. Я бы сказал так: положительное впечатление произведёт он конкретно на Вас, или отрицательное – зависит исключительно от характера и сложившегося в течение жизни мировоззрения. Но вот за то, что подобное место не оставит равнодушным никого, я точно готов поручиться.

Традиции
Нравится94

Комментарии

Авторизуйтесь через любой аккаунт
Комментировать
Поделитесь ссылкой на эту страницу
Полированный пол на могиле
Полированный пол на могиле
Полированная плитка - есть возможность, откажитесь от этого, если вы не "цыган". Есть способы и варианты сделать лучше. Внешний вид это только для чужих, вам придется эксплуатировать такую могилу. А если все таки решились, то делайте это осознанно. Не говорите потом, что вас не предупреждали.
Акция
Закажите гранитную вазуЗакажите гранитную вазу и получите единоразовую уборку захоронения в подарок!
Как заказать памятник
правильно!
Книга эксперта по оформлению могил для грамотного покупателя
Узнать больше

Получить консультацию и сделать заказ

«Помни Всегда» – это, в первую очередь, чуткость к клиенту и многолетний опыт работы в сфере оформления могил. Обращаясь к нам за помощью, вы можете быть уверенны в результате.
Евгений Фаткулин, автор проекта "Помни Всегда"Евгений Фаткулин,
автор проекта "Помни Всегда"
По техническим причинам сейчас мы не можем передать ваш телефон, вы можете самостоятельно позвонить нам по номеру 8 (964) 642-32-32
Необходимо указать телефон
Отправить
Мы уточним детали обращения
в течение 12 часов
Или пишите прямо сейчас

Нажимая кнопку выше, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Вас интересует Введенское кладбище?
Верно
Выбрать кладбище
Города РФ Города СНГСНГ Выбрать конкретное кладбищеКонкретное кладбищеКладбище
очистить поле ввода
Найти
Вас интересует Введенское кладбище
Узбекистан
Результат поиска